«Глаза на улице»: благоустройство и безопасность

Время чтения 6 минут
Идея Марии Ковалёвой, Юристка
Авторка Марина Рейзберг, Урбанистка
Опубликовано 30.06.2022
Когда речь заходит о снижении уровня преступности, на ум первым делом приходят полицейские, сирены и сторожевые собаки. Затем — заборы и системы видеонаблюдения. Вместе с тем, немаловажную роль в обеспечении безопасности играет и городской ландшафтный дизайн.
Рэй Джеффри
Более того, согласно криминологу Рэю Джеффри, создать среду, не предрасположенную к совершению преступлений, в разы эффективнее и этичнее, чем усилить меры наказания — ведь тогда никто не пострадает. Наглядный пример из современной практики — парковочные столбы, которые защищают тротуар, оставляя среду безбарьерной для пешехода.
Джейн Джейкобс

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

В 1971 году Джеффри публикует книгу «Предотвращение преступлений посредством средового дизайна», положившую начало одноименному движению CPTED (Crime Prevention through Environmental Design). Международная ассоциация объединяет ученых и проектировщиков, занимающихся решением проблем безопасности городской среды.

Принято считать, что связь между безопасностью и благоустройством впервые выявила канадско-американская писательница и активистка Джейн Джейкобс в 60-х годах прошлого века, когда американские города переживали всплеск уличной и бытовой преступности. В книге «Смерть и жизнь больших американских городов», изданной в 1961 году, Джейкобс вводит термин «глаза на улице» (eyes on the street): жители и случайные прохожие бессознательно выполняют работу полиции, «патрулируя» местность.

Суть проста: общественные пространства привлекают людей, обеспечивая городскую среду «глазами». Едва ли мы почувствуем себя в безопасности на безлюдной улице или в пустынном парке. Нельзя забывать и об освещении: зачем нужны «глаза», если они не видят в темное время суток? Впрочем, тут важно не перестараться, чтобы не превратить ночь в день.

КРИТЕРИИ БЕЗОПАСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА

Итак, городское пространство должно быть функционально насыщенным и хорошо освещенным. Что еще? Вспомним набившее оскомину киношное клише: преступник вдруг выскакивает из-за угла, делает свое черное дело — и тут же скрывается в кустах. Чтобы предотвратить подобные сценарии, следует проектировать пространство открытым и просматриваемым. Такой подход вовсе не отрицает возможности создания укромных и уединенных уголков: так, парк Андре Ситроена в Париже сформирован серией визуально обособленных садов, которые, впрочем, хорошо видны с верхних панорамных маршрутов.

Впрочем, не стоит «рубить с плеча» — в буквальном смысле. Многочисленные исследования показывают, что зеленые насаждения положительно влияют не только на здоровье населения, но и на безопасность, поскольку повышают имидж района. Озелененная, аккуратная и ухоженная среда создает атмосферу нетерпимости к нарушениям. И наоборот — сломанные скамейки, разбитая брусчатка и выбоины в асфальте привлекают преступников. Вот почему к малым архитектурным формам обязательно предъявляется требование вандалоустойчивости.

Эту идею отлично иллюстрирует «теория разбитых окон»: попустительство к мелким правонарушениям, таким как выбрасывание мусора в неположенных местах, вандализм и публичное пьянство, провоцирует людей на совершение более серьезных преступлений — если не заменить в доме одно разбитое окно, то вскоре в этом доме не останется ни одного целого окна.

Вернемся к Джейн Джейкобс. Обладатели «глаз на улицах» должны быть не пассивными наблюдателями, а активными участниками уличной жизни. Вот почему наиболее эффективными оказываются стратегии благоустройства, укрепляющие социальные связи.

Приведем два примера из жизни Нью-Йорка. В жилом комплексе Stapleton Houses в Статен-Айленде теннисный корт превратился в место временных мероприятий и ярмарок.

В другом комплексе — Brownsville Houses в Бруклине — на месте небезопасного пустыря была организована ночная танцплощадка с подсвеченным покрытием. Такие проекты в духе тактического урбанизма развивают добрососедство и сплачивают местные сообщества.

Как ни странно, важную роль в повышении уровня безопасности городской среды играют арт-объекты. Будучи местами притяжения для самых разных групп населения, арт-объекты формируют имидж пространства, увеличивают пешеходный трафик и, конечно, постоянно мелькают на фотографиях и видеозаписях. А ленты социальных сетей, как мы знаем, вполне могут составить конкуренцию системам уличного видеонаблюдения.